Чем отличается задвижка от вентиля?
Чем отличается задвижка от вентиля?
Перекрывание трубы – типовая задача, актуальная в маленькой котельной или магистральном газопроводе. Для решения используются разные виды запорно-регулирующей арматуры, в том числе задвижки и вентили. Как отличить их, какой вариант лучше использовать? В статье кратко, простыми словами опишем конструкцию вентилей и задвижек, рассмотрим плюсы и минусы, общие черты и различия типов арматуры.Конструкция и использование задвижек
Типовая задвижка состоит из округлого корпуса с проходным отверстием. В верхней части расположен шток с запорным элементом. Вид запирающей детали зависит от разновидности задвижки, часто используется клин (обычный или обрезиненный). При повороте ручки либо подаче сигнала на привод запорный элемент опускается, полностью перекрывая сечение трубы.Простота конструкции, надежность и универсальность позволяют использовать задвижки на водопроводах, системах отопления, газопроводах. Арматура данного типа подходит для трубопроводов с разными параметрами рабочей среды, агрессивных и горячих жидкостей, пара, газов.
Полюсы и минусы задвижек
К достоинствам арматуры такого типа относят:• Универсальность. Задвижки можно ставить на трубопроводы разных диаметров, включая крупные трубы с высокой скоростью движения рабочей среды.
• Несложный монтаж. Элемент устанавливается в любую сторону, нет необходимости учитывать направление потока.
• Небольшое гидравлическое сопротивление. Когда полнопроходная клиновая задвижка находится в положении «открыто», потоку ничего не мешает, пропускная способность трубы практически не снижается.
Среди недостатков задвижек можно отметить большой ход затвора. Из-за этого полное перекрывание просвета трубы или открывание прохода занимает много времени. Конструкция также влияет на конструктивные особенности элемента: у задвижек большая строительная высота (при этом строительная длина остается небольшой).
Конструкция и использование вентилей
Корпус трубопроводного вентиля имеет более сложную форму, чем у задвижки: внутри поток проходит через два поворота. Такая конструкция необходима для быстрого срабатывания: запирающий элемент расположен внутри так, чтобы просвет трубы полностью перекрывался небольшим смещением затвора. Когда пользователь вращает шток вентиля (в автоматических моделях – подает сигнал на привод дистанционно), проход закрывается, движение рабочей среды прекращается.Такая конструкция не позволяет потоку проходить беспрепятственно даже в полностью открытом состоянии: из-за сложной внутренней формы корпуса возникает гидравлическое сопротивление. Несмотря на это вентили широко используются для комплектации водопроводов, систем пожаротушения и других объектов, на которых важно быстрое срабатывание запорной арматуры.
Плюсы и минусы вентилей
У вентилей есть несколько эксплуатационных преимуществ:• Малый ход штока – узел быстро переходит в положение «закрыто» и обратно.
• Отличная износостойкость. Запирающий элемент стандартного вентиля мало контактирует с уплотнителями, поэтому деталь меньше изнашивается и дольше служит.
• Относительно небольшая строительная высота, позволяющая монтировать такую запорную арматуру в условиях ограниченного пространства.
Главный минус вентилей – наличие существенного гидравлического сопротивления. Кроме того, из-за сложной геометрии внутри образуются застойные зоны: если по системе циркулирует загрязненный, вязкий поток, могут скапливаться отложения. При установке вентиля важно знать направление движения рабочей среды и ориентировать корпус в соответствии с ним.
Основные отличия задвижек и вентилей
Задвижки и вентили отличаются внутренним строением и принципом работы. Отличия можно разделить на две группы – конструктивные и функциональные. Первая группа связана с внешним видом и исполнением элементов, вторая – с непосредственным использованием.Конструкция и внешний вид
Разница между конструкцией вентилей и задвижек заметна визуально: ее можно увидеть на фото, но особенно наглядно – на схемах арматуры «в разрезе». На них видно, что у вентиля корпус в разрезе имеет сложную форму – с порожками и поворотами. Корпус задвижки отличается – проход практически прямой (по периметру обычно располагаются уплотнители, необходимые для герметичности, они незначительно снижают пропускную способность, также небольшое сужение есть у неполнопроходных редуцированных задвижек). Также на схемах можно посмотреть, каким образом по запорному узлу проходит рабочая среда – внутри вентиля поток несколько раз меняет направление.Внешне также заметны расхождения в относительных габаритах арматуры. У задвижек большая строительная высота, но малая строительная длина. У вентилей строительная длина примерно в полтора раза больше (при аналогичных диаметрах трубы), а высота, наоборот, существенно меньше параметров задвижек.
Функциональные различия
Общая задача у задвижек и вентилей совпадает – перекрывать (открывать) проход потока. Однако на практике использование элементов отличается:• Задвижку можно использовать только для полного перекрывания трубы, вентиль – для полного или частичного.
• Задвижки подходят только для прямых участков трубопроводов, вентили также могут иметь угловое исполнение.
• Задвижки оптимально подходят для труб крупных диаметров, в которых важно обеспечить минимальное гидравлическое сопротивление потоку.
Выводы
Отличия вентиля от задвижки не делают какую-то деталь трубопровода хуже – у каждого типа есть сферы применения. Например, для крупных объектов или сетей с загрязненной рабочей средой обычно выбирают задвижки, для водяных систем пожаротушения – вентили. При выборе также учитывают состав рабочей среды, наличие вибрационных воздействий, температурный режим, прочие факторы.ООО «Газоучет» предлагает широкий ассортимент вентилей и задвижек, краны и другую арматуру. У нас можно купить небольшую партию трубопроводных комплектующих или оформить заказ оптом.
Товары
Все68
Вентили3
Бронзовые2
Латунные27
Стальные4
Чугунные32
Клапаны3
Балансировочные6
Запорные41